akciya

Повышение качества обучения

Повышение качества обучения при использовании имитаторов складывается из наличия следующего комплекса факторов:

  1. Проведение большего количества работ за тоже время.
  2. Обеспечение индивидуальной работы студентов.
  3. Возможность визуального наблюдения внутренней структуры изучаемого оборудования, микро- и макрообъектов и процессов, быстрых или медленных технологических и природных процессов или явлений.
  4. Возможность визуального наблюдения абстрактных понятий или концепций (например, визуализация накопления усталостных повреждений) и т.д.
  5. Возможность изменения конфигурации оборудования и параметров среды.
  6. Оценка возможных последствий альтернативных условий и направлений деятельности.
  7. Интерес к имитаторам, отсутствие ответственности и опасности, наличие возможности "экспериментировать".
  8. Возможность использования имитаторов при самостоятельной работе студентов.

Выполнение большего количества работ

Возможность имитаторов "ускорять время" позволяет выполнять обучение быстрее, т.е. использование имитаторов позволяет выполнение большего количества лабораторных, практических работ, тренинга и т.д. В результате удается более эффективно использовать время при необходимости достигнуть большего качества обучения.

Увеличение доли индивидуальной работы обучаемых

Проблема характерна в большей степени для ВПО/СПО. Индивидуальная работа в значительной степени отличается восприятием и запоминанием информации. По мнению Haskett consulting inc. (HCI): "Люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что они видят, слышат и делают". Другими словами повышение качества обучения при использовании имитаторов возникает за счет увеличения эффективности восприятия информации (увеличение % запоминания информации). При использовании реального оборудования для проведения обучения достаточно сложно обеспечить индивидуальную работу с оборудованием каждого обучаемого. Как правило, один человек выполняет работу (управляет оборудованием), остальные записывают, например, показания приборов, не всегда понимая суть процесса. Причины такой ситуации понятны - невозможность предоставления оборудования каждому студенту, нехватка времени для выполнения работы каждым студентом индивидуально. В свою очередь, использование имитаторов позволяет, в большинстве случаев, индивидуальное выполнение работы каждым студентом при наличии соответствующего количества компьютеров.

Возможность визуального наблюдения внутренней структуры изучаемого оборудования, микро- и макрообъектов и процессов

При использовании имитаторов имеется возможность проведения работ с демонстрацией явлений и процессов, не наблюдаемых на реальном оборудовании в силу высокой опасности или значительной технической трудности.

Возможность визуального наблюдения абстрактных понятий или концепций

Возможность визуального наблюдения абстрактных понятий или концепций (например, визуализация накопления усталостных повреждений) и т.д.) Эта возможность имитаторов предоставляет принципиально новые возможности при обучении и значительно содействует в понимании информации, что также существенно влияет на качество обучения.

Возможность изменения конфигурации оборудования и параметров среды

Например, проведение лабораторного практикума по исследованию влияния различных факторов на кпд редуктора с использованием имитатора позволяет изучать влияние на кпд вязкости масла, типа подшипников, степени точности изготовления, передаточного числа и т. д. Как правило, реализация таких возможностей при помощи реального оборудования, несмотря на большой познавательный интерес, затруднена значительными трудностями технического плана. Изменение параметров среды, таких как барометрическое давление, температура, относительная влажность атмосферного воздуха и т.д., также является сложной задачей, которая может быть решена с помощью имитатора. Повышение качества обучения с учетом данного фактора достигается за счет лучшей систематизации знаний и понимания большего количества зависимостей.

Оценка возможных последствий альтернативных действий и методов при решении поставленных задач

При использовании имитаторов обучаемые могут, в случае необходимости, экспериментировать, что вызывает дополнительные интерес и стимул к обучению. Это косвенно увеличивает эффективность обучения. Также этому способствует изначальный интерес специалистов к имитаторам, отсутствие ответственности и опасности. Это объясняется элементарным "любопытством", желанием экспериментировать и стремлением к исследованиям. Даже для опытного персонала ответ на вопрос "что будет, если" часто представляет большой интерес. В целом, указанные факторы увеличивают мотивацию к обучению, что, как известно, существенно влияет на качество обучения.

Использование имитаторов при самостоятельной работе

Использование имитаторов при самостоятельной работе студентов также предоставляет дополнительные преимущества и возможности улучшения качества обучения. Использование имитаторов как элементов курсов в LMS-системах (системах дистанционного обучения) позволяет производить запуск имитаторов из дома, работы, общежития и любого места, где есть выход в сеть интернет. Такая возможность использования имитаторов в "самостоятельном" обучении сотрудников и студентов предоставляет значительные преимущества в решении вопроса повышения качества обучения.

Возможность объективного контроля качества обучения

Использование имитаторов дает возможность объективного определения и точной оценки объема знаний, умений и навыков, как в комплексе, так и по отдельности (только знаний или только навыков). Кроме объективного контроля обучения, использование имитаторов позволяет выявлять изменения в ходе обучения, вопросы, требующие дополнительного изучения и т.д.

Вывод

Рассмотренный комплекс факторов показал наличие разнообразных и значительных преимуществ при использовании имитаторов для повышения качества обучения, как для учебных заведений, так и для учебных центров предприятий.

Большинство существующих исследований связывает эффективность электронных образовательных ресурсов (к которым относятся и имитаторы) с тем, сколько запоминает обучаемый (это можно легко измерить).

Хотя отмечаются и другие факторы, такие как развитие творческих способностей, профессиональной интуиции и т.д., единое мнение об оценке этих факторов отсутствует, что и является причиной затруднений при определении количественной оценки. В вопросе эффективности восприятия и запоминания информации наблюдается большая схожесть взглядов. При увеличении популярности имитаторов можно ожидать появления исследований в области педагогики.