logo
Корзина

Очистить корзину

В корзине &{ count }} товаров на сумму &{ price }} рублей

Авторизация Зарегистрироваться

Базовые эргономические требования и рекомендации

На имитаторы, как на программно-аппаратное обеспечение, распространяется группа стандартов, определяющих эргономические требования по работе с компьютерными системами. В эту группу можно отнести следующие стандарты:

  • ISO 9241 - Эргономика человеко-машинного взаимодействия
  • ISO 10075 - Эргономические принципы, относящиеся к умственной загруженности при работе с интерактивными системами
  • ISO 14915 - Эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов

Стандарт ISO 9241 - Эргономика человеко-машинного взаимодействия состоит из следующих частей: Серия 100: Эргономика программного обеспечения; Серия 200: Способы человеко-машинного взаимодействия; Серия 300: Дисплеи и связанное оборудование; Серия 400: Устройства ввода и их эргономические свойства; Серия 500: Эргономика рабочего места; Серия 600: Эргономика системного ландшафта; Серия 700: Залы управления - прикладной аспект; Серия 900: Тактильное взаимодействие

Разработкой стандарта ISO 9241 занимается подкомитет ПК 4 "Эргономика взаимодействия человека и системы" технического комитета ISO TC 159 SC4. Технические требования предъявляются к безопасности, качеству и удобству восприятия для пользователя, а также к методам испытаний и метрологии, необходимым для оценки эргономики. В настоящий момент данный стандарт постоянно развивается и дополняется. Многие из частей еще не изданы и находятся на стадии согласования.

Изучение 1 части ISO 9241 дает пояснение принципам, лежащим в основе стандарта. Приводится описание подхода к производительности пользователя и информация о том, как использовать стандарт и как должен предоставляться отчет относительно соответствия частям ISO 9241. Большинство частей стандарта представляют относительно общие эргономические требования для обеспечения эффективной эксплуатации, комфортных и безопасных условий для пользователя:

Требования к аппаратным средствам, такие как требования к клавиатуре (часть 4), требования, предъявляемые к устройствам ввода без клавиатуры (часть 9), требования, предъявляемые к устройствам отображения (часть 3), требования, предъявляемые к дисплеям с отражениями (часть 7), требования, предъявляемые к отображаемым цветам для многоцветных дисплеев (часть 8).

Требования к компоновке рабочего места и положению тела (часть 5), а также предъявляемые к окружающей среде на рабочем месте (визуальные, акустические, термические характеристики, часть 6).

Рекомендации при представлении и предоставлении информации в зрительной форме - часть 12, эргономические принципы, которые применяются для конструирования диалога между человеком и информационными системами - часть 10, диалоги типа выбора меню представляют собой руководство по проектированию систем на основе меню - часть 14, руководство для конструирования командных диалогов, основанных на применении текста - часть 15, диалоги типа заполнения формы - часть 17.

Руководство пользователя (часть 13) обеспечивает изготовителей действующими руководствами по тому, как обеспечить руководства для пользователей.

Руководство по оценке пригодности (часть 11) помогает тем, кто привлекается для определения или оценки пригодности системы.

Большая часть требований и рекомендаций, указанных в рассматриваемых стандартах, не учитывает специфику имитаторов и направлена на "Эргономику системы" в целом. Тем не менее, приведенные требования и рекомендации охватывают вопросы эффективной эксплуатации, комфортных и безопасных условий для пользователя и, в силу этого, представляются достаточно важными, в т.ч. и для имитаторов.

Отдельный интерес для имитаторов представляют такие требования и рекомендации как:

  • Самоописываемость. Пример: При перемещении курсора над элементом схемы отображается всплывающее окно с описанием элемента.
  • Управляемость. Пример: Пользователь может настраивать различные параметры имитатора, например, метод получения объемного изображения, используемые устройства VR и т.д.
  • Согласованность с ожиданиями пользователя. Пример: Работа пользователя с имитатором является единообразной, т. е. механизмы управления, элементы интерфейса и т.п. должны быть выдержаны в едином стиле.
  • Устойчивость к ошибкам пользователя. Пример: Если пользователь ошибся, например, случайно изменил какой-либо параметр в настройках программы, должна существовать возможность отмены изменений. Важные действия, такие как очистка статистики выполнения имитатора, должны сопровождаться вопросом о уверенности пользователя и, возможно, вводом пароля.
  • Возможность индивидуализации. Пример: Пользователь может настраивать общую громкость звука, чувствительность мыши и другие параметры.
  • Удобство обучения. Пример: Наличие вспомогательных справочных материалов, подсказок и т. д. Наличие различных по сложности режимов обучения, например, режим обучения, режим тренировки, режим экзамена и т.д.
  • Обнаруживаемость. Пример: Элементы интерфейса имитатора должны быть легко заметны, чтобы пользователь мог легко их обнаружить.
  • Различимость. Пример: Для того, чтобы пользователь не "пропустил" какое-либо важное событие в имитаторе, можно использовать громкий голос, подсветку необходимой части изображения и т.д.
  • Ясность. Пример: Синтезируемое изображение и звук какого-либо объекта или процесса должны быть легко узнаваемые, пользователь не должен терять время в попытках понять, что он видит или слышит.
  • Четкость. Пример: Управляющие элементы в имитаторе должны иметь достаточные размеры для работы с ними при помощи манипулятора мышь и т.д.
  • Последовательность. Пример: При наличии различных по сложности режимов обучения (режим обучения, режим тренировки, режим экзамена и т.д.) элементы интерфейса имитатора должны оставаться неизменными.
  • Лаконичность. Пример: Дополнительная информация или подсказки предоставляют информацию только для выполнения необходимого в данный момент действия, а не всю имеющуюся.
  • Удобочитаемость. Пример: При чтении текстовых документов пользователь должен иметь возможность изменять размер отображаемого текста, цвет текста, цвет фона и т.д.
  • Облегчение понимания. Пример: В процессе голосового объяснения работы устройства на синтезируемом изображении подсвечиваются соответствующие участки.
  • Устранение перегрузки восприятия. Пример: Пользователь должен иметь возможность временно отключать такие средства как всплывающие подсказки, дополнительные справочные материалы и т.д. во время выполнения на имитаторе ответственных операций.
  • Устранение перегрузки, вызываемой дополнительными действиями. Пример: Пользователь не должен ощущать дискомфорт в попытках понять или вспомнить, каким образом выполнить привычные (в реальности) для него действия на имитаторе.
  • Учет особенностей восприятия. Пример: Должна учитываться возможная ограниченность восприятия отдельных типов информации (глухота, дальтонизм и др.). Содействие пониманию информации. Пример: При исследовании схемы могут применяться различные вспомогательные элементы, например, увеличение изображения схемы, скрытие и показ размерных линий, совмещение с фотографией объекта и т.д.
  • Удобство изучения. Пример: На удобство изучения влияет множество факторов, например, характеристики технического обеспечения имитатора, такие как разрешающая способность видеосистемы, яркость, контраст, качество громкоговорителей и т.д.
  • Поддержка изучения. Пример: Пользователь может выходить за рамки поставленной задачи для более подробного изучения объекта или процесса (если это не запрещено).
  • Поддержка интуитивно понятной навигации. Пример: Навигация по различным меню и режимам имитатора должна происходить единообразным и понятным для пользователя образом.
  • Обеспечение альтернативных методов навигации. Пример: Доступ к меню или режимам имитатора возможен как с помощью пиктограмм, так и с помощью "горячих" клавиш.
  • Структурирование информации. Пример: Методические указания могут быть концептуально структурированы, например: введение, теория, применяемое оборудование и инструменты, порядок выполнения работы, форма отчета и т.д.
  • Возможность возврата к важным точкам. Пример: Пользователь должен иметь возможность вернуться к важным точкам при работе с имитатором, например, к наиболее часто допускаемым ошибкам.
  • Обеспечение функций поиска и навигации. Пример: Средства просмотра текстовых и графических материалов должны иметь в своем составе развитую систему поиска текста в документе, развитые средства навигации, масштабирование просмотра и т.д.
  • Различные режимы просмотра объектов. Пример: Осмотр оборудования на имитаторе может включать возможность выбора величины "прозрачности" необходимых деталей для более подробного изучения принципа работы устройства, комбинирование синтезируемого трехмерного изображения с чертежами оборудования и т.д.
  • Привлекательность. Пример: Высокая степень соответствия синтезируемого изображения и звука увеличивает реализм имитатора, что увеличивает интерес обучаемого.

Методика оценки качества соблюдения эргономических требований основана на 1 части ISO 9241, где описано использование стандарта и предоставление отчета относительно соответствия различным частям ISO 9241. Независимая сертификация может быть выполнена множеством специализированных компаний, например: Board of Certification in Professional Ergonomics (www.bcpe.org), CUA Certification (Certified Usability Analyst) (www.humanfactors.com/training/certification.asp), Alan Cooper's Company (www.cooper.com/services/training/certification.php) и др. В России действует группа по вопросам эргономики программного обеспечения, объединяющая разработчиков, тестировщиков, маркетологов, технических писателей, службу поддержки и других специалистов - «UX Russia» (http://groups.google.com/group/uxrussia).